Пасха в истории России: влияние древнеславянских обычаев на христианство

  • 02 ноября 2017 11:00:51
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 2384

Христианская церковь убеждает нас, что праздник Пасхи установили апостолы в честь воскресения Иисуса Христа. Иудеи придумали свою историю, по которой этот праздник никак не привязан к Спасителю, но обозначает день освобождения еврейского народа от рабства. Ну а люди, знакомые с языческими ритуалами и традициями предков, могут наблюдать множество совпадений в верованиях христиан и древних славян, кто же прав? Давайте окунемся в историю возникновения праздника Пасхи на Руси, чтобы отследить, как все было на самом деле.

Легенда о побеге славян из Даарии как прототип еврейского праздника Песах. 

Все мы слышали легенду об освобождении евреев из-под гнета египтян, которого так долго добивался Моисей. Но славянская история тоже хранит в себе тайны, которые странным образом переплетаются с библейскими рассказами. Так, Веды сообщают, что давным-давно славянский народ жил на землях Даарии, откуда совершил большой переход в связи с огненным дождем и Всемирным потопом. Погибло много людей, но тысячи сумели спастись, перебравшись на новые земли. Именно в честь завершения своего 15-ти летнего перехода славяне и отмечали праздник, выкрашивая яйца в огненные краски и разбивая их друг о друга, чтобы воссоздать картину победы Даждьбога над силами зла.

Расшифровка пасхальной символики через призму языческих ритуалов 

Святая вода, благодатный огонь, крашеные яйца, пасхи и куличики – никогда не задумывались, почему именно эти символы в религии стали настолько значимыми? Ирония в том, что древние славяне выпекали «пасхальную» выпечку задолго до появления единственного Бога. Так, в начале весны у наших предков существовала традиция готовить земли к посеву, задабривая богов, чтобы обеспечить большой урожай. Лада и Ярило считались основными покровителями земельного плодородия и размножения скотины, потому им приносили своеобразные дары. Какие? Пекли высокие бабки, смазывая верхушку взбитым яичным кремом, а также готовили творожные пасхи с отверстием внутри – символы женского и мужского начала.

Если пойти дальше, наши предки яростно верили, что земля и небо появились из яйца, которое выронила утка над большой водной пучиной. Именно поэтому яйца использовали как подношение богам и амулеты защиты. На них рисовали магическую символику, а потом закапывали рядом с домом, чтобы защитить домочадцев от болезней и злых духов. Расписные крашенки приносили на кладбища, задабривая умерших, зарывали в полях, чтобы защитить посевы, а еще дарили друг другу в знак симпатии. Огонь служил основным источником тепла и защиты от диких зверей, он дарил вкусную пищу, потому ему тоже поклонялись как богу. Вода же дарила жизнь и избавление от болезней, неудивительно, что Церковь позаимствовала ту же символику.

Как языческие боги превратились в православных святых?

После крещения Руси в связи с расширением контактов с Византией, крестьянам под страхом смерти запретили приносить жертвы богам и поклонятся идолам. Однако так просто выкурить вековые традиции из голов людей не удавалось, потому было принято решение объединить языческие праздники с христианскими. Богиню Ладу теперь переименовали в Богородицу, праздник проводов зимы назвали Масленицей, поклонения богу Яриле превратили в Троицу, ну а пляски у костров в ночь на Ивана Купала чудесным образом стали данью святому Иоанну Крестителю.

Колядки, песнопения, традиционные святочные гадания – все осталось, как бы сильно Церковь не боролась с народом, пытаясь искоренить мифологическое мышление. Ну а главный из празднеств – Красная горка – стал прототипом самой Пасхи. Как все было раньше? Встречая весну, наши предки собирались на высоких холмах, разжигали костры, катали яйца, обменивались куличами, пили вино и проводили обряды моления. Так они зазывали к себе тепло и задабривали Ладу, после чего семьями спускались к кладбищам и угощали духов поминальной кутьей. Церковь приурочила воскресение Христа именно к этой дате, чтобы легче проникнуть в доверие к простому люду и выманить деньги на строительство храмов.

Позже, когда население смирилось с православной религией, молиться стали ходить не на капища, но в храмы, там же освящали теперь и куличи с крашенками. На Страстной неделе крестьяне обязательно убирались в своих домах и хлевах, в четверг до рассвета старались искупаться в реке и повсеместно топили бани, в пятницу пекли пасхальную выпечку. Освященные куличи скармливали скотине для плодовитости, крашенки зарывали в огороды для урожая, ну а святой водой умывали стариков и детей, чтоб не хворали. Все эти традиции так или иначе сохранились и по сей день, хотя приобрели более светский характер. А почему бы и нет?

 
Оставить отзыв  ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.