Святки на Руси – симбиоз языческого и православного

  • 25 октября 2018 14:50:39
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 2284

Языческие игрища в честь Коляды и Солнцеворота с приходом христианства превратились в святые вечера.

Языческая суть святок

Дело не только в календарном совпадении христианского Рождества и праздника Коляды, но и в том, что такие накладки позволяли быстрее привить новые традиции, ведь праздничные дни не изменились, другой стала суть праздника.

Со временем так и произошло – древние традиции постепенно вытеснили христианские аналоги, более моральные и целомудренные. Но в некоторых христианских праздниках до сих пор видна языческая подоплека действа. Это проявляется в обрядовой составляющей, которая сейчас кажется абсурдной, но если копнуть глубже, то на поверхность показываются древние языческие традиции – по-своему логические и которые могут показаться дикими современному человеку.

Святки в христианской традиции – это двенадцать святых вечеров, каждый их которые имеет свою обрядовость.

Рождество Коляды

Начинаются Святочные дни с Рождества. У древних славян это был праздник Коляды – рождения нового солнца.

На Коляду совершали немало обрядов и ритуалов, которые перекочевали в христианские традиции. Например, распевание колядок – песен в честь рождения солнца-младенца. Слово «коляда» этимологически родственно слову «коло», что означало солнечный круг.

Дни на Коляду были самыми веселыми древнеславянскими праздниками, несмотря на лютые морозы и снежные вьюги. Наши предки верили, что в это время само солнце отправляется в теплые края в гости к весне и лету, а потому нужно было не унывать за время его отсутствия.

На Коляду приносили жертвы, в рождественской традиции это превратилось в ряжение. Среди ряженых обязательно присутствовала коза и шест со звездой. Звезда символизировала рождение Иисуса, а у древних славян вместо звезды было солнце, а коза была жертвенной.

Дальнейший обряд включал в себя ритуальную трапезу, распевание песен и хождение по домам ряженых, что и перешло в христианские традиции практически без изменений.

Парадоксально то, что со временем в одних песнях стали звучать вместе и Коляда, и Рождество, хотя изначально колядки были совсем на другую тему.


Святые и страшные дни

Христианские святки были насквозь пропитаны языческой символикой. Чего стоят святочные гадания, которые отвергались церковью, как проделки дьявола. До сих пор не придумано христианское обоснование есть кутью на сочельник. Кутья – это ритуальное поминальное блюдо из белых зерен пшеницы, которую варили на сыте – воде с растворенным в ней медом.

На Святки этой кашей поминали умерших, причем на ночь оставляли кашу для недавно почивших родственников. Если утром каши в миске не было, это считалось хорошим знаком. Если каша оставалась нетронутой, то ждали несчастья.

В другие дни отдавали почтение Роду и Рожаницам. Это было время, когда рожали те, кто забеременел прошлой весной, а так как роды были непростым делом в мире, в котором еще не придумали традиционную медицину, то за жизнь рожаниц и их детей усиленно молились богу Роду и богине Макошь.

Во вторую неделю Святок – страшную – гадали. Гадания были особым ритуальным время препровождением, которое было одновременно запретным, опасным и манящим, а потому охотников узнать свою судьбу находилось немало. 

Несмотря на то, что язычество постепенно вытеснялось христианством, проблема двоеверия еще долго стояла на Руси, так как люди не хотели предавать своих богов и втайне молились идолам и кумирам.

 
Оставить отзыв  ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.